Слово "витраж" образовалось от латинского "vitrum", что означает "стекло". Неудивительно - ведь именно из цветного стекла мастера создают эти волшебные картины. Сегодня для того, чтобы добавить витраж в интерьер, дизайнеры и декораторы предлагают не только витражные окна, но и дверные полотна, ширмы, панно, столешницы и абажуры, витражные панели монтируются в мебель (особенно кованую), ниши и подвесные перегородки. За несколько сотен лет появилось также несколько разных техник витража - некоторые из них удешевляют производство, и художественные возможности для мастера они предоставляют разные.
Если вы решили украсить ваш дом с помощью витража - стоит хотя бы бегло ознакомиться с техниками его выполнения. Ведь витраж, выполненный по классической технологии - весьма дорогое удовольствие, и в ваших интересах понимать, какое стекло собирается использовать мастер, каковы его технические возможности и ограничения, которые накладывает на него техника, в которой он работает.
"Витражное окно в интерьере"
В Средние века, когда цветное стекло было доступно лишь самым богатым людям, простые люди считали его столь же удивительным, как и драгоценные камни. И немудрено - ведь оно так же завораживает игрой света. Сегодня нас не так легко очаровать, мы разбалованы обилием доступной красоты вокруг, но мастерски выполненный витраж в солнечный день и сейчас может вернуть нас в детство, на морское побережье, к маленьким стеклянным голышам, которые казались нам магически красивыми драгоценностями.
Стекло для витражей на сегодняшний день выпускают множество разных производителей. Стекло это прежде всего подразделяется на бесцветное и цветное. Обычное цветное витражное стекло и стекло, украшенное рельефными узорами, выпускается в широчайшей цветовой палитре, достойной настоящего художника. Палитра цветного фактурного стекла, например, включает в себя примерно 250 основных цветов - однако мастер не обязательно ими ограничивается. Технология спекания позволяет добиться любого оттенка путем смешивания уже готовых цветов, предоставленных производителем. Относительно недавно в арсенале современных витражных мастеров появилось так называемое витражное стекло, разные цвета которого поддерживаются разной фактурой. Даже простая работа, выполненная из такого стекла, способна подарить удивительные впечатления от цвета и света.
Мы плавно перешли ко второй важной характеристике витражного стекла - его фактуре. Стекло может различаться по толщине (обычно от 3 до 10 мм), может быть гладким или фактурным, и может быть даже "слеплено" из разных кусков. Здесь тоже стоит выделить особенный вид стекла - гутное стекло. Каждый кусочек этого материала совершенно уникален, так как содержит в себе воздушные пузыри, добавляющие фактуры и цветовых нюансов готовому витражу.
Технические и эстетические характеристики стекла во много зависят от производителя и от способа обработки, который к стеклу применяется. Используются разные технологии: механическая обработка, термическая и химическая. Колебания температуры, время и характер обжига - все влияет в конечном итоге на гладкость стекла, равномерность и оттенок его цвета.
Техника витража требует внимательного обучения этому ремеслу и долгих лет опыта: например, только опытный мастер сможет сделать витраж таким способом, чтобы стекло после спаивания не потрескалось.
Классическая техника подразумевает наборный спаечный витраж, который изготавливается мастером в соответствии с эскизом (при этом используются разные техники набора). Тяжелый свинцовый профиль-рама помогает удержать крупные куски стекла. После набора стекло расписывается с помощью специальных красок, затем витраж обжигается.
Техника "тиффани" - довольно близкая к классической технологии манера работы, позволяющая создавать восхитительные изящные работы, используя весьма тонкое стекло. В соответствии с цветным эскизом сначала составляется мозаика из кусочков стекла (при этом картина может быть выполнена даже в мелких подробностях). Затем каждый фрагмент картины оклеивается медной фольгой, стеклышки складываются и склеиваются при помощи олова - именно оловянный каркас в итоге обеспечивает жесткость и форму для всей конструкции. Эта методика позволяет не только добавлять к картине мелкие детали, но и сооружать новые, необычные формы для декоративных элементов. Например, большое распространение получили лампы в технике тиффани - искусственный свет показывает красоту витража не хуже, чем солнечный. Тонкое (всего 3 мм) полупрозрачное стекло для технологии витража тиффани производится американской фирмой Spectrum. Палитра включает 200 цветов и оттенков.
Фьюзинг (Fusing) - технология витража, основанная на спекании стекла. Эта методика не предусматривает металлических рам. Основой для витражной картины служит слой бесцветного стекла, на котором фрагментами и гранулами из цветного стекла выкладывается эскиз. Мозаичный слоеный "пирог" на основе помещают в печь и выпекают при температуре 850 градусов. В зависимости от нюансов технологии, мастер может добиться плавного перетекания одного цвета в другой или четких границ между цветами. Эта технология дает мастеру возможность не использовать металлические темные границы, выполняющие роль графической обводки для каждого фрагмента картины. Витражи, выполненные в технике фьюзинга, могут напоминать акварельные рисунки или роспись по батику - чистые, светлые, прозрачные рисунки, подчеркивающие возможности стекла - невесомого и легкого на вид материала. "Полотна", которые могут получаться таким методом, ограничены в размерах до 1200х750 мм. Готовые картины из стекла мастера используют для украшения стен, столешниц, ширм, других предметов интерьера.
Муранское стекло (другое название - кастинг). Эта технология окутана ореолом тайны. Цеховые правила мастеров муранского стекла обязывают каждого мастера передавать секрет своей профессии только своему ученику. Из того, что нам известно - расплавленное цветное стекло заливается в особую металлическую форму, закрывается слоем бесцветного стекла и запекается при температуре 1000 градусов.
Современная и относительно недорогая методика - сочетание пескоструйной гравировки и разнообразных цветных пленок, лавсановых покрытий и стойких лаков. Эта техника получила название псевдовитража, для нее используется акриловое или органическое стекло.
Баня для русского человека всегда была местом отдыха и очищения как тела, так и души. Здесь традиционно собирались, чтобы попариться, изгнать из тела усталость и накопленный за неделю негатив, привести себя в порядок. Для создания правильной атмосферы...
Балкон, несмотря на свои небольшие размеры, является важной частью квартиры. Его можно сделать весьма функциональным, если правильно подойти к ремонту и всё тщательно спланировать. Чаще всего балкон используют для складирования вещей, однако существует...
Дерево является превосходным материалом, который находит свое применение в различных областях строительной сферы. Внешний эстетизм древесины, ее экологичность, прочность, надежность, удобство в работе и возможность придавать изделиям практически любую...
Можно ли за городом обойтись без магистрального газа и насколько это сложно? Этот вопрос занимает умы многих домовладельцев и тех, кто только планирует ими стать. Газ кажется единственным доступным средством получения тепла в отсутствие центрального теплоснабжения...
Для строительства деревянного дома предпочтительно использовать массив древесины, например, оцилиндрованное бревно. Этот материалы обладают необходимой прочностью и поддерживают благоприятный микроклимат в помещении.