Автомобиль средней ценовой категории можно "обменять" в столице на жилье
18 августа 2016
Экономический кризис привел к развитию разнонаправленных трендов на вторичном рынке недвижимости и автомобильном рынке Москвы. В результате сегодня, как в начале 90-х годов, автомобиль средней ценовой категории можно "обменять" в столице на комнату или даже квартиру.
Комната в старой Москве сравнялась ценой с Nissan X-Trail в базовой комплектации
Существенное снижение реальных доходов и покупательской способности населения оказали негативное влияние на все сегменты российского рынка. Однако если рассматривать конкретные реакции на кризис и текущее состояние тех или иных отраслей экономики, можно отметить целый ряд характерных, иногда даже принципиальных отличий. Примером может служить сравнительный анализ рынка вторичной недвижимости и автомобильного рынка столицы.
Встречная динамика цен
В начале 2015 года резкое падение спроса и объемов продаж испытали оба рынка. По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, минимум по количеству сделок купли-продажи вторичного жилья был зафиксирован в июне 2015-го: по сравнению с декабрем 2014-го показатели тогда уменьшились в 3 раза. Авторынок в 2015 году тоже стремительно падал, однако начиная со второго полугодия 2015-го кризисные "траектории" рынка авто и "вторички" начинают постепенно расходиться.
По итогам 12 месяцев отрицательная коррекция продаж автомобилей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, составила 36 %. В новом 2016 году продажи автотранспорта продолжали сокращаться и, по подсчетам экспертов, за последние 6 месяцев снизились еще на 14,4%. А вот рынок вторичной недвижимости с января по июль текущего года продемонстрировал признаки стабилизации, наметившиеся еще во второй половине 2015-го. Согласно статистике ИНКОМ-Недвижимость, за первые 7 месяцев 2016-го на рынке вторичного жилья было зафиксировано на 14% больше сделок купли-продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Фиксирует оживление и Росреестр: с января по июль включительно переходов прав собственности на вторичном рынке состоялось на 11% больше, чем в том же периоде 2015-го.
В отличие от показателей спроса и объема продаж значения цен на рынке автомобилей и вторичном рынке недвижимости показывали в течение рассматриваемого временного отрезка противоположную динамику. Авторынок демонстрировал рост - в среднем по итогам 2015 года он составил 20%. К концу нынешнего года прогнозируется дальнейшее увеличение цен еще примерно на 25% (в том числе в связи с переходом на требовательный экологический стандарт Евро-5), которое, по оценкам аналитиков, коснется всего рынка, а не каких-то отдельных моделей. Вторичная недвижимость, напротив, подешевела. В среднем за последние 12 месяцев цена предложения на "вторичке" снизилась на 6,5%. И нисходящий тренд останется в силе, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Такую разницу в реакциях рынков на общие для экономики негативные факторы специалисты объясняют, прежде всего, различной степенью зависимости отраслей от курса доллара США.
"Львиная доля комплектующих, даже для автомобилей локальной сборки, поставляется из-за рубежа. "Автоцены" идут вверх, за долларовым курсом. В последнее время медленно, но верно. А вот у ценника вторичной недвижимости прямой зависимости от курсовой разницы нет, - поясняет директор Департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость Сергей Шлома. - Рынок жилья перешел на рублевые цены, даже в элитном сегменте. В итоге под давлением снизившейся покупательской способности населения цены на вторичное жилье ушли вниз и встретились с восходящей волной "автоцен". В результате мы имеем сенсационную картину: как в далекие 90-е годы, жилье в Москве можно купить по цене среднего автомобиля. Еще три года назад представить себе такое было немыслимо, но факты вещь упрямая".
Комната в "старой" Москве сравнялась ценой с Nissan X-Trail в базовой комплектации
Обратимся к фактам. По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, в июле 2016 года самыми дешевыми объектами вторичного рынка Москвы, с учетом присоединенных территорий, стали:
· Комната площадью 10 кв. м, расположенная в Москве, на ул. Челябинская (ст. м. "Первомайская"), в 3-комнатной квартире на 12-м этаже 12-этажного панельного дома. Цена предложения: 1 200 000 руб.
· 1-комнатная квартира, расположенная в г. Троицке, на ул. Пионерская, на 1-м этаже 5-этажного кирпичного дома. Площадь 19 кв. м, жилая 15 кв. м, кухня 2 кв. м, совмещенный санузел. Цена предложения: 2 900 000 руб.
В рамках указанных бюджетов можно приобрести, в частности, популярные в Москве (по данным различных авторейтингов) внедорожники 2016 года выпуска, как то:
· Nissan X-Trail XE. Цена от производителя: 1 259 000 руб.
· Mitsubishi Pajero Sport Instyle. Цена от производителя: 2 749 990 руб.
"Последний раз такая картина наблюдалась в 1990-1992 годах, когда самым популярным объявлением газеты "Вечерняя Москва" было: "Меняю комнату на автомобиль", - рассказывает директор Департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость Сергей Шлома. - К обмену предлагалось вполне нормальное жилье, а автомобиль подразумевался, конечно, "Жигули" - предел мечтаний советского обывателя. Рынок недвижимости в нашей стране в то время только начал формирование. Пошел процесс бесплатной приватизации жилья. В продаже стали появляться квартиры от собственников. Недвижимость была крайне недооценена. А продукция автопрома в советском сознании наоборот - многократно переоценена".
"Жигули" превращаются... в комнату площадью 7,5 кв. м в "старой" Москве
Престижность личного автомобиля поддерживалась в СССР как искусственно создаваемым дефицитом, так и высокой, по сравнению со средним уровнем доходов населения, ценой. Так, средняя заработная плата по стране, по данным Пенсионного фонда РФ, в 1990 году составляла 303 руб. Тогда как стоимость автомобиля "Жигули" (престижной модели "ВАЗ-2107") колебалась в пределах 8 500 руб. "Запорожец" (ЗАЗ -968М) стоил 4500 руб., а статусная "Волга" ( ГАЗ-24-10) - 12 000 руб. Таким образом, для приобретения "Жугулей" в 1990-м (в условиях тотального дефицита даже по государственным, номинальным, ценам) было необходимо 28 среднемесячных окладов, для покупки "Запорожца" -15, для покупки "Волги" - все 40.
Насколько недешевой была продукция отечественного автопрома в начале 90-х годов, можно представить, конвертируя цены популярных автомобилей того времени в оклады 2016 года. По последним данным Росстата, средний уровень заработной платы в Москве составляет сегодня 69 772 руб. Следовательно, в окладах 2016 года "Запорожец" гипотетически стоит 1 046 580 руб., "Волга" соотносится по стоимости с Mitsubishi Pajero Sport - 2 790 880 руб., а "Жигули" встают в один ценовой ряд с Toyota Land Cruiser Prado - 1 953 616 руб. Сейчас, в результате движения "на встречных курсах" рынка вторичной недвижимости и авторынка, "по цене "Жигулей"" в столице можно приобрести комнату площадью 7,5 кв. м на 2-м этаже 16-этажного панельного дома в пределах "старой" Москвы (Пр-т Андропова) и в 3 минутах ходьбы от ст. м. "Коломенская". Цена лота: 1 900 000 руб.
"Долго ли продлится такой абсурдный баланс цен между недвижимостью и автотранспортом, прогнозировать сложно, - подчеркивает директор Департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость Сергей Шлома. - Даже в 90-е годы обменять машину на жилье можно было всего в течение пары лет, потом стоимость недвижимости резко пошла вверх. Сегодня цены на вторичную недвижимость продолжают снижаться, но в целом ключевые показатели рынка стабилизировались. Если предположить, что доллар понизится до 45 рублей, а нефть повысится до 90 рублей, в таком случае ситуация "меняю комнату на автомобиль" вновь уйдет в прошлое. Цены на автомобили в рублях начнут снижаться, а стоимость квартир - за счет притока валюты и повышения покупательской способности - наоборот, начнет отыгрывать утраченные позиции. Как скоро это произойдет, зависит от макроэкономических изменений в стране".
Для строительства деревянного дома предпочтительно использовать массив древесины, например, оцилиндрованное бревно. Этот материалы обладают необходимой прочностью и поддерживают благоприятный микроклимат в помещении.
Можно ли за городом обойтись без магистрального газа и насколько это сложно? Этот вопрос занимает умы многих домовладельцев и тех, кто только планирует ими стать. Газ кажется единственным доступным средством получения тепла в отсутствие центрального теплоснабжения...
Осень и зима у большинства любителей загородного отдыха ассоциируются с тишиной и покоем. Традиционно считается, что ближе к концу октября и примерно до середины апреля жизнь на участке замирает, а буйство красок сменяется степенным пейзажем, который...
"Унылая пора! Очей очарованье!" - писал А.С. Пушкин в далеком 1833 году. И с тех пор мало что изменилось. Осенью, когда облетает листва, но снег еще не ложится на землю, у многих людей возникает щемящее чувство тоски, и появляется желание расцветить свою...
Представляем вашему вниманию новый проект дизайн-студии "Точка дизайна". Это небольшая по площади квартира, выполненная в стиле минимализм. Из-за ограниченного жилого пространства дизайнеры решили практически не использовать глухие стены, а зонирование...
Баня для русского человека всегда была местом отдыха и очищения как тела, так и души. Здесь традиционно собирались, чтобы попариться, изгнать из тела усталость и накопленный за неделю негатив, привести себя в порядок. Для создания правильной атмосферы...
Балкон, несмотря на свои небольшие размеры, является важной частью квартиры. Его можно сделать весьма функциональным, если правильно подойти к ремонту и всё тщательно спланировать. Чаще всего балкон используют для складирования вещей, однако существует...
Дерево является превосходным материалом, который находит свое применение в различных областях строительной сферы. Внешний эстетизм древесины, ее экологичность, прочность, надежность, удобство в работе и возможность придавать изделиям практически любую...