Евгений Шапкин: "Нельзя отказываться от типовых серий образовательных учреждений"
5 октября 2015
Евгений Шапкин, заместитель главного архитектора ГК "Моспроект-3", рассказал порталу PRO-N.ru о том, чем современная школа отличается от подобных объектов социальной инфраструктуры прошлой эпохи, чего не хватает таким зданиям и как сделать их более комфортными.
Евгений Шапкин
Евгений, скажите, школа в конце прошлого века и школа современная - две разные вещи? Что общего у зданий, а в чем ключевые различия?
Пожалуй, одно из основных отличий - это их облик. На смену монотонным и однообразным фасадам пришли яркие, современные и авторские решения. Это тенденция последнего десятилетия, которая, на мой взгляд, улучшает не только облик столицы, но и благоприятно влияет на процесс учебы.
Со временем также появились более строгие технологические требования к проектированию образовательных учреждений. Сегодня огромное внимание уделяется маломобильной группе населения - это организация пандусов, места отдыха инвалидов, пожаробезопасные зоны, тактильные обозначения, лифты, соответствующие учебные места и санузлы. Обязательным является наличие кабинетов информатики и лингвистики, интернет-клуба, зала хореографии, чего не было в школах конца прошлого века.
Увеличилась и площадь самих учебных кабинетов: если в старых школах на одного ученика приходилось 1,35 кв. м, то в современных школах это уже 2,5 кв. м. Это практически в два раза больше. Также идет тенденция к уменьшению количества учащихся в одном кабинете с 40 человек до 25.
Что в здании школы советских годов вы бы отметили как наиболее полезное (может быть, уникальное), что используется до сих пор?
В 50-е годы школы проектировались с зальными рекреациями, большим естественным освещением. К сожалению, на сегодняшний день зоны отдыха стали, в основном, коридорного типа.
Есть ли в современных школах так называемые слабые места, которые появляются вследствие, например, недостатков в требованиях, предъявляемых к подобного рода зданиям?
Пожалуй, основная проблема - это задание, по которому нужно вписать в конкретную площадь школы количество учащихся. Когда приступаешь к проектированию, то начинаешь раскладывать сначала учебные классы и другие помещения, необходимые для учащихся. Но при этом сталкиваешься с проблемой, что технические помещения уже просто некуда посадить, потому что заданную общую площадь ты практически уже использовал под те технические требования и нормы, которые существуют. Вот тут наступает самый сложный процесс - составление "кубика-рубика", когда ты пытаешься посадить в остатки площадей венткамеры, кладовые и другие инженерные помещения. Порой приходится искать решения по подбору и компоновки инженерного оборудования, чтобы разместить его в стесненных условиях.
Часто ли вам приходится проектировать не здание целиком, а какие-то отдельные элементы, пристройки и т.д.? Это более сложный процесс?
Пристройки к школам и гимназиям на сегодняшний день частое явление. Они необходимы для увеличения количества учащихся. Конечно, проектирование пристройки к школам — это сложный процесс, потому что необходимо учитывать существующие здания и запроектировать связи между старой школой и пристройкой. Кроме того, зачастую необходимо "посадить" новое здание в весьма ограниченный участок, учесть все требования по пожарной безопасности, инсоляции учебных классов и норм озеленения. Поэтому проектирование "с нуля", на пустом земельном участке, гораздо менее трудоемкий процесс.
Сегодня существует большое количество частных школ, где обучение платное. Для них действуют те же требования, что и для муниципальных? Какие дополнительные элементы может иметь проект здания такой школы?
На все здания школ распространяются единые технические требования и нормы проектирования. Но по желанию заказчика можно разместить в этих школах бассейн, более просторные спортивные залы. Возможно сделать более интересные и просторные рекреационные зоны, учебные классы, применить в проекте более дорогое инженерное оборудование. При этом нужно понимать, что такое возможно только в том случае, если не нарушаются стандартные требования.
Проектирование школ, детсадов - учреждений, где многие вещи жестко регламентируются, - это чисто технический процесс или все же там есть место творчеству?
Место творчеству есть всегда. Прежде всего в фасадных и колористических решениях зданий, а также дизайн-проекте общественных зон школы. Кроме того, при проектировании всегда сталкиваешься с какими-либо ограничениями, которые необходимо учесть. Тут как раз и наступает момент творчества, когда ты пытаешься нивелировать острые моменты и выдержать все нормы, но при этом на выходе получить отличный результат, который бы удовлетворил всех.
На ваш взгляд, должны ли школы быть так или иначе похожи друг на друга или кардинально отличаться?
Здесь имеется рад факторов: во-первых, смотря в какую окружающую застройку ты должен вписать новое здание. Конечно, необходимо учитывать архитектуру и облик соседних зданий.
Во-вторых, в условиях того, что в Москве немного свободной земли и участки, выделяемые под строительство новых школ, зачастую бывают различной конфигурации, то и школы получаются индивидуальными. Безусловно, нельзя отказываться от типовых серий образовательных учреждений, это существенно экономит время на проектирование и строительство, а также снижает себестоимость строительства, но как я уже сказал выше, не всегда типовой проект можно посадить в окружающую застройку и "нетиповой" участок земли, выделенный под строительство.
Каким видится вам здание школы в будущем?
На сегодняшний день в сторону улучшения образовательных учреждений уже сделано много, как с эстетической, так и с эргономической точки зрения. Из того, что можно было бы предложить - это, пожалуй, увеличить рекреационные зоны и сделать их более светлыми. Неплохо было бы увеличить нормы по размещению спортивной составляющей, добавить в школы бассейны, увеличить спортивные классы, предусмотреть увеличенное пространство под спортивные площадки.
Для строительства деревянного дома предпочтительно использовать массив древесины, например, оцилиндрованное бревно. Этот материалы обладают необходимой прочностью и поддерживают благоприятный микроклимат в помещении.
Осень и зима у большинства любителей загородного отдыха ассоциируются с тишиной и покоем. Традиционно считается, что ближе к концу октября и примерно до середины апреля жизнь на участке замирает, а буйство красок сменяется степенным пейзажем, который...
"Унылая пора! Очей очарованье!" - писал А.С. Пушкин в далеком 1833 году. И с тех пор мало что изменилось. Осенью, когда облетает листва, но снег еще не ложится на землю, у многих людей возникает щемящее чувство тоски, и появляется желание расцветить свою...
Представляем вашему вниманию новый проект дизайн-студии "Точка дизайна". Это небольшая по площади квартира, выполненная в стиле минимализм. Из-за ограниченного жилого пространства дизайнеры решили практически не использовать глухие стены, а зонирование...
Баня для русского человека всегда была местом отдыха и очищения как тела, так и души. Здесь традиционно собирались, чтобы попариться, изгнать из тела усталость и накопленный за неделю негатив, привести себя в порядок. Для создания правильной атмосферы...
Балкон, несмотря на свои небольшие размеры, является важной частью квартиры. Его можно сделать весьма функциональным, если правильно подойти к ремонту и всё тщательно спланировать. Чаще всего балкон используют для складирования вещей, однако существует...
Дерево является превосходным материалом, который находит свое применение в различных областях строительной сферы. Внешний эстетизм древесины, ее экологичность, прочность, надежность, удобство в работе и возможность придавать изделиям практически любую...