Игра в "Классиков". Традиции стилевой архитектуры и современное загородное строительство
6 августа 2009
Перед концертом джазовой музыки, ведущий сказал несколько слов об этом стиле. Мы сидим в зале и думаем о музыке, но одновременно нашим чувствам мешает то, что само слово "джаз" настолько часто произносится и употребляется, что начинает словно терять свое первоначальное значение. Понятие превращается в штамп, из слова испаряется эмоциональная составляющая.
Для архитектора очень важно понять, что именно представляет себе заказчик, говоря о "классике"
Похожая ситуация происходит с определением "классика". Произнося "интерьер в классическом стиле" или "загородный дом классической архитектуры" каждый подразумевает что-то свое. Кроме того, "классическим" могут назвать любое явление искусства или обыденной жизни, признанное устоявшимся, признанным, нашедшим последователей: "классический ход", "классический прием" и т. д. Конечно, когда речь идет об архитектурном или интерьерном проектировании другие значения слова не принимаются в расчет, однако они все же могут запутать.
Для архитектора очень важно понять, что именно представляет себе заказчик, говоря о "классике", а для заказчика — очистить зрительный образ желаемого от формальных и подчас ничего не значащих устоявшихся определений. В большинстве случаев под классикой понимается некий обобщенный стиль, апеллирующий к "прекрасному прошлому" и олицетворяющий традиции. Это, как правило, смесь элементов классицизма, барокко, рококо и других исторических стилевых направлений.Смешение — совершенно естественный процесс, "чистого" стиля как такового не существовало уже в конце XIX века, во времена эклектики, когда архитекторы заимствовали элементы орнамента и декора из прошлых эпох.
Сегодня — несколько другая ситуация. Часто исторические стили перемешиваются не только между собой, но и произвольно объединяются с современными деталями, планировками, решениями, что может выглядеть органично, но также существует большая опасность превращения здания или интерьера в подобие театральных подмостков, перегруженных декорациями.
Поиск истины
Основная проблема, как это часто бывает, в потере "связи времен". Двадцатый век принес совершенно новую эстетическую концепцию: в архитектуре усилилась выразительность простых объемов, больших плоскостей остекления и. т. д. Здание стало восприниматься единым целым, а не суммой выверенных деталей, как в прошлом.
Новый подход к проектированию распространился по всему миру, но только в нашей стране на протяжении прошлого столетия архитектурные концепции сменяли друг друга не естественным образом, а директивами "сверху". В 20-30-е годы главенствующим был признан лаконичный стиль конструктивизма, богатые наработки стилевого проектирования остались невостребованными. С конца 30-х до конца 50-х годов XX века вновь господствовало "освоение классического наследия" — это время "сталинских" домов, сменившееся небезызвестной "борьбой с излишествами". В 60-х основными принципами проектирования стали массовость, технологичность и унификация элементов в строительстве. Постройки стали предельно лаконичными, города заполнили однообразные "хрущевки".
Безусловно, каждый период принес как поистине гениальные постройки, так и шаблонные решения, а также и явные неудачи. Однако большой минус "правительственного" регулирования архитектурного процесса в том, что практически в один момент приходилось перестраивать материальную базу строительства, а главное — творческие установки архитекторов и школу по подготовке кадров. В результате во многом утратилась та самая "связь поколений", много потеряла школа классического рисунка в архитектуре, при этом новаторские методы проектирования 20-х также были в значительной степени забыты.
В конце XX - начале XXI века своеобразный интерес к классике появляется вновь. Те самые, ставшие героями анекдотов и литературных произведений, "дома с башенками из красного кирпича" — вновь построенные коттеджи, появившиеся в окрестностях крупных городов как нельзя лучше иллюстрируют стремление заказчиков к "классике". Точнее даже не к определенной стилистике прошлого, но стремление именно к "старым добрым временам", ассоциирующимся со спокойствием, достатком и "респектабельностью".
На пути к новому Версалю
Часто исторические стили перемешиваются не только между собой, но и произвольно объединяются с современными деталями
Конечно, в настоящее время заказчики стали более взыскательными, сегодня практически каждый, решивший построить коттедж, обращается к архитектору, или в архитектурное бюро, а не полагается исключительно на мастерство строителей и собственный вкус. Огромное многообразие материалов и технологий позволяет осуществить любые замыслы, но та самая утрата значительного культурного багажа проектировщика делает многие попытки "возрождения" классических мотивов не слишком удачными в плане убедительности. Где-то на фасаде неправильно расставлены колонны, где-то — преувеличенный карниз, где-то — нехарактерный для историзма оконный переплет. Все мы посещали центр старого города и пригородные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга, так что нам есть, с чем сравнить. Глаз безошибочно распознает "подмену" и она подспудно фиксируется мозгом, даже если мы этого не осознаем.
Не так давно под Петербургом был закончен комплекс элитных коттеджей "Северный Версаль". На протяженном участке выстроены "точные копии" дворцов Петергофа и Павловска. На самом деле, если присмотреться — это далеко не точные копии, а более или менее успешные стилизации. Некоторые особняки выглядят почти достоверно, в случае с некоторыми — явно негармоничен масштаб окон и высокой крыши, слишком грубые карнизы. Но главное — весь комплекс напоминает гигантское садоводство — дворцы не образуют ансамбля, они равномерно "рассеяны" по площади участка. Для правильного восприятия дворца Марли в Петергофе нужна глубокая перспектива регулярной аллеи и наличие свободного пространства вокруг постройки, "фона". В ситуации с "Северным Версалем" коттеджи "забивают" друг друга, в результате ни один из них не воспринимается уникальным.
Если мы задаемся целью построить себе особняк в классическом стиле, то нужно быть готовыми к тому, что здание изначально будет вторичным. Невозможно сейчас строить как Росси или Палладио из-за изменений требований к комфорту и функциональности помещений, из-за изменений архитектурного мышления и эстетических концепций, наконец, из-за прерванной традиции, утраты культуры стилевого проектирования и прорисовки деталей.
Тем не менее, можно основать дом, который, не претендуя на абсолютную идентичность, будет проникнут духом классицизма, ампира или другого избранного стиля. Для этого нужно при проектировании внимательно изучить планировки и принцип построения внутреннего пространства вилл и особняков прошлого и соотнести их с современными помещениями. Важно определить главенствующие объемы и постепенно насыщать их деталями. За прошедшие века издано много чертежей классического декора, нужно не заблудиться в этом разнообразии.
Проектирование и строительство классического особняка — долгий и затратный процесс. Как правило, многие детали здесь уникальны, изготавливаются вручную. Но даже это не является главным. Основное — это как можно более ясно представлять себе, что должно получиться в итоге, важно больше узнать о выбранном стиле, вместе с архитектором и строителями изучать исторические аналоги. Результат вдумчивой и скрупулезной работы автора проекта, строителей и неравнодушного заказчика не может оставить плохого впечатления. Основные постулаты классического формообразования, появившись в Древней Греции, продолжают быть востребованы и актуальны сегодня.
Баня для русского человека всегда была местом отдыха и очищения как тела, так и души. Здесь традиционно собирались, чтобы попариться, изгнать из тела усталость и накопленный за неделю негатив, привести себя в порядок. Для создания правильной атмосферы...
Балкон, несмотря на свои небольшие размеры, является важной частью квартиры. Его можно сделать весьма функциональным, если правильно подойти к ремонту и всё тщательно спланировать. Чаще всего балкон используют для складирования вещей, однако существует...
Дерево является превосходным материалом, который находит свое применение в различных областях строительной сферы. Внешний эстетизм древесины, ее экологичность, прочность, надежность, удобство в работе и возможность придавать изделиям практически любую...
Можно ли за городом обойтись без магистрального газа и насколько это сложно? Этот вопрос занимает умы многих домовладельцев и тех, кто только планирует ими стать. Газ кажется единственным доступным средством получения тепла в отсутствие центрального теплоснабжения...
Для строительства деревянного дома предпочтительно использовать массив древесины, например, оцилиндрованное бревно. Этот материалы обладают необходимой прочностью и поддерживают благоприятный микроклимат в помещении.